Блог - это как камера GoPro: завел - начинай интересно жить!

понедельник, 4 апреля 2016 г.

Горные воспоминания, или моя Говерла 2015. Часть 2

Продолжение истории. Начало здесь.

Суббота, 28 марта 2015 года. День восхождения.
Поезд прибыл в Ворохту рано утром. Картина за окном была достаточно безрадостной - над нами нависали тяжелые серые тучи, капал мелкий дождик, окрестные горы и пригорки были плотно укутаны туманом. Я попытался это сфотографировать:
Ворохта, 7:30 утра

За каждым вагоном был закреплен инструктор/наставник, который должен был контролировать и инструктировать вверенных ему восходителей. Идти в гору предполагалось тоже повагонно.
Инструктор, тетка преклонного возраста, в восходительных способностях которой я несколько сомневался, всех разбудила, а затем тщательно пересчитала и сказала собираться в путь. Тут-то я и узнал о возможности использования спального места в качестве хранилища ненужного на горе барахла. Все-таки надо было брать тот плакат..
Я позавтракал, распределил вещи, экипировался и начал ждать гипотетического автобуса. Из вагона пока что не выпускали. Тем временем познакомился с соседом по плацкартной боковушке, Артуром. Уроженец львовской области, Артур даже не сразу мне поверил, что я притащился сюда из Харькова. Он оказался младше меня и, как я выяснил при подъеме, несколько спортивнее, т.к. учился в ИнФизе и занимался легкой атлетикой.
Автобусов все не было, и нам разрешили выйти из поезда. Остановка, куда должны были подать транспорт, находилась совсем рядом. Дождь не прекращался.
Где-то после 9 утра наконец-то прибыли автобусы. Грузились в них не повагонно, а строго как попало. В толчее мы с Артуром потерялись и ехали отдельно, нашлись уже по пути в гору. Ехали минут сорок.
Собственно тут и началось восхождение, притом началось очень странно. Мы выгрузились из автобусов, после чего часть людей просто начала идти по плавно забирающей наверх заснеженной дороге. Часть людей начала проверять и надевать снаряжение, кто-то кого-то фотографировал и т.д. К слову, с момента загрузки в автобус, следующий раз нашего вагонного инструктора я увидел уже вечером около поезда. Никто никем не командовал, как такового сигнала начать восхождение тоже не было. Люди просто постепенно, группками, начали куда-то идти. Я пожал плечами и двинулся следом. Дождь немного разбавился мокрым снегом, но прекращаться не собирался. Видимость по земле была неплохой, но все ближайшие склоны были по-прежнему укутаны туманом.
Уклон дороги был постоянным, но не очень крутым. Дорога была заснеженной и слегка прикатанной автомобилями. Люди двигались группками и гуськом по накатанным колеям. Я шел несколько быстрее и постоянно обгонял такие коллективы. Ввиду постоянных осадков пришлось закутаться в полиэтиленовый дождевик. Фотоаппарат не прятал, он висел на боку под дождевиком, но доставать его лишний раз не хотелось.

Вот так выглядело начало нашего организованного восхождения

Шли вдоль бурной горной речушки. Несколько позже я выяснил, что это приток реки Прут, иногда называемый Прутец-Заросляцкий. Попытался запечатлеть несколько каменистых излучин.

Бурный Прутец

После приблизительно полутора часов подъема пришел к известной турбазе Заросляк. Там можно было передохнуть в уюте и под крышей, а еще бесплатно поили изумительным травяным карпатским чаем. Во время непродолжительной передышки наткнулся на Артура. Он познакомил меня со своим товарищем Назаром, который уже бывал на Говерле. Назар сообщил нам, что маршрут, которым все пойдут, долгий и скучный, и порекомендовал нам отправится с ним, по более короткому и интересному пути. Ничего хорошего это не сулило, но я сразу же согласился.
Гостеприимная турбаза

Мы вышли из Заросляка и отправились в хвойный лес по едва заметной тропинке. Автомобильная дорога кончилась у Заросляка, подъем стал ощутимо крутым и скользким. Треккинговые палки очень выручали.
Мартовские Карпаты

По этой дороге решили идти не только мы. Периодически нам попадались и другие любители коротких тропинок. Эта девочка шла с нами почти до самой вершины.
Крутой и скользкий лесной подъем

Довольно быстро лес кончился и мы вышли на открытое пространство. Туман заметно сгустился.
Где-то на склоне Говерлы

Артур слева

Артур, Назар и туман

В одном довольно крутом месте была провешена веревка-перила. Так как я шел с палками, мне ее услуги были ни к чему. Некоторые участники восхождения предпочитали придерживаться.
Перила

Туман и попутчики

На ходу особо не разговаривали, периодически делали небольшие остановки, чтобы перевести дух. Помимо перекуса, в рюкзаке лежала 1,5 л бутылка негазированной воды. Есть не хотелось, но в одну из остановок решил выпить немного воды и пожалел. Идти стало ощутимо тяжелее. Больше воду не пил. Начала появляться некоторая усталость. Назар обещал, что скоро дойдем до Малой Говерлы, и мы таки вскоре дошли.
Малая Говерла. Высота 1762 м

О любовании окружающей природой не было и речи. Плотный туман превращал силуэты людей в размытые пятна уже буквально в двадцати метрах. Немножко перевели дух и двинулись дальше. Снего-дождь не прекращался, но снега в нем стало еще чуть больше. Начинал ощущаться ветер.
Спустя некоторое время нам начали попадаться встречные люди, уже побывавшие на вершине. Они нас подбадривали и уверяли, что осталось совсем немного. Учитывая нулевую видимость, это срабатывало. Было стойкое ощущение, что вершина буквально в трёх шагах. Усталость чувствовалась все явственнее, капюшон дождевика регулярно сдувало, и шапка начала промокать. Артур, по всей видимости, тоже чувствовал близость вершины и практически перестал останавливаться на передышки. Я очень старался не отставать, а потому приходилось очень нелегко. Внезапно из тумана начало просматриваться нечто странное - привычная снежная стена как будто обрывалась. Не веря своим глазам, я ускорил шаг и спустя несколько минут испытал мало с чем сравнимое ощущение. Вершина. Я дошел.
Спустя добрых пол-минуты, когда эйфория прошла, я вновь обрел способность трезво оценивать обстановку. Она оказалась удручающей. На вершине дул сильнейший ветер, а снего-дождь замерзал еще на подлете и немилосердно драл открытые участки кожи. Мы быстро сфотографировались у пилона на вершине и начали спускаться, не пробыв наверху и пяти минут.
Триумфальное фото. Говерла, 2061 м.

Вторая фотография не получилась, так как объектив камеры моментально обледенел

Итак, мы начали спускаться. Ежели Вам никогда не доводилось бывать в горах, то можно легко предположить, что спуск, по сравнению с восхождением, это ерунда. На самом деле, все несколько не так. По ровному пологому склону спускаться действительно легче, но так бывает исключительно редко. Техника безопасности при спуске с горы подразумевает постоянно полусогнутые ноги, что здорово их утомляет. Также, не углубляясь в мышечную анатомию, замечу, что в процессе спуска на менее используемые мышцы ног приходится более высокая нагрузка, что тоже не добавляет комфорта. Еще прибавьте сюда рыхлый снег, скользкие участки, крутой склон и усталость, и Вы поймете, почему подавляющее большинство несчастных случаев в горах происходит именно во время спуска, а не подъема. Пару раз небольшие ошибки превращались в малоконтролируемую поездку на пятой точке вниз по склону. К счастью, обошлось без травм.
На спуске

С горем пополам спустились в "Заросляк". Несмотря на дождевик, вещи ощутимо промокли. Мы развесили куртки/шапки в здании турбазы на просушку, а сами пили карпатский чай, перекусывали и делились впечатлениями. Здание потихоньку наполнялось возвращающимися восходителями. Навалилась приятная усталость.
Второй этаж турбазы. За спиной гостевые диваны и телевизор. Чай дают на первом

Спустя часа полтора вещи немного подсохли. Мы прикупили сувениров и отправились вниз, к точке старта. Осадки наконец-то поутихли.
Почти у автобуса

С обратным транспортом повезло. На точке стоял автобус, мы зашли и заняли два последних сидячих места. Спустя несколько минут, автобус тронулся и отвез в Ворохту. Там мы как следует подкрепились и отправились в наш поезд. В вагоне царило веселье. Люди пели, пили и всячески радовались успеху мероприятия. Нам выдали карточки, свидетельствующие о том, что мы совершили восхождение на Говерлу. Как они узнали, действительно ли я туда влез - непонятно.
Попросил о внесении настоящей фамилии в свидетельство

Я завалился на свою полку, регулярно отказываясь от алкоголя, еды, азартных игр и прочих радостей жизни. Спалось мне крепко и без сновидений.

Финальную часть истории о Говерляне я допишу несколько позже.