Блог - это как камера GoPro: завел - начинай интересно жить!

воскресенье, 2 октября 2016 г.

Лофотенские заметки. Третий день дороги: Финляндия - Швеция - Норвегия - Лофотены и Северное сияние. Часть 2

Продолжение истории о третьем дне пути. Начало описания дня тут. История предыдущего дня здесь, а для перехода к началу истории нужно нажать сюда.


О въезде в северное королевство нас известила достаточно скромная табличка на П-образной металлической ферме через трассу. Секунда - и ты в другом государстве, и никаких границ и паспортной волокиты. Когда-нибудь я перестану этому удивляться.

Пейзажи тоже преобразились. Буквально по мановению руки, окружающий нас ландшафт из красивого стал просто прекрасным. Рельеф на глазах стал более горным, на горизонте замаячили заснеженные вершины. Казалось, изменился даже воздух - он стал еще прозрачнее и вкуснее. Я снова в Норвегии! Как же долго я этого ждал!!!




Скромные домики среди камней - это дачи глупых норвежцев, купивших недвижимость не в элитной Турции и Черногории, а за Полярным кругом. Ввиду стоимости земли, трудности доставки стройматериалов и прокладки коммуникаций, цена каждой такой избушки приближается, а нередко и превосходит семизначную цифру (со слов Владимира, а я ему верю). И что характерно, не норвежских крон, а европейских ассигнаций. Чудаки, ей-богу.

Любуясь очаровательной природой материковой Норвегии, мы неуклонно приближались к Лофотенам.



Некоторое время спустя мы сделали еще одну остановку, посвященную милому семиметровому троллю, застенчиво сжимающему в четырехпалом кулаке ободранный березовый ствол. Находится он прямо у дороги, но на огороженной территории с вертолетной площадкой, очень похожую на часть МЧС. Приближаясь, мы явно спугнули вертолет, т.к. он тут же взлетел. Работники станции внимания на нас не обращали. Привыкли, наверное.

На гугл-картах место не отмечено, но благодаря своему занудству я его все же нашел и делюсь координатами: 68°29'24.4"N 17°58'47.6"E. Как я понял, монумент носит название "Narvik Troll".

Вот такой вот тролль. Очень уж любят их в Норвегии

Моя фотография с троллем не удалась, а вот по фотке с Машей можно судить о габаритах монумента

Несколько позже по дороге начали встречаться знакомые по Прибалтике ветряки. Свыше 90% вырабатываемой в стране электроэнергии является "зеленой", т.е. добывающейся из воды, ветра, энергии приливов и т.д. В Норвегии нет ни одной АЭС, правда, есть два реактора, используемых в исследовательских целях.

В Норвегии сотни ветряков, но львиную долю электричества они получают от ГЭС

Также дорога периодически начала нырять в знакомые по прошлой поездке тоннели, число которых в стране постоянно увеличивается. Меня поражает этот подход. К лофотенским деревням, где живет едва по тысяче человек, постоянно улучшают транспортную инфраструктуру. Они роют тоннели за десятки миллионов евро, при том что дороги по побережью не только существуют, но и не сильно отличаются по длине.



Замаячивший вдалеке огромный мост возвестил о приближении к долгожданным Лофотенам. Называется эта изумительная конструкция Tjeldsund Bridge. Жаль, дело шло к восьми вечера, днем он небось смотрится еще лучше.

Мост на Лофотенские острова




Вот мы и на Лофотенах. Материк постепенно удаляется, дорога петляет и первое время повторяет очертания острова. За окном остроконечные пики скал с заснеженными верхушками и неровные заливы Норвежского моря. Голова буквально отваливается от того, что со всех сторон охренительно красиво, и ты просто не знаешь, в какую сторону глазеть. Фотографии на ходу у меня получались по большей части неудачными, а те, которые хоть на что-то похожи, совсем не отражают окружавшего нас величия. Но я все же приведу несколько примеров из снимков Маши.




Дело шло к закату. Путь нам предстоял неблизкий, потому останавливаться для фотографирования умопомрачительного заката времени не было. Довольствовались снимками через бортовые иллюминаторы.

Закат - это всегда магия, но над морской гладью сила ее чар увеличивается стократно



Экипаж проголодался, и мы решили сделать небольшую остановку на перекус. Выбранная для этих целей площадка выглядела следующим образом:


Подкрепившись, мы упаковались в бус и продолжили наше путешествие. Как говаривал классик, смеркалось.

На очередную дикую ночевку мы остановились на пляже Haukland. Он удален от моста на Лофотенский архипелаг более чем на 215 км по все той же трассе Е10. Парковка находится буквально около пляжа, а рядом есть удобная поросшая травой площадка, на которой мы разместили палатки. До воды было метров двести. Покончив с возведением лагеря, мы принялись варить шикарный борщ.

Разобравшись с ужином, народ начал разбредаться по палаткам. Справа от нас вздымался мощный горный хребет, куда нам предстояло карабкаться на следующий день. Ночь была прохладной, ясной и безлунной, и вдоль этого хребта на небе были отчетливо видны три очень длинных и крайне странных полосы. Они были слишком подозрительными, чтобы казаться облаками, и глядя в их сторону, Владимир сообщил нам, что дело наверняка идет к Северному сиянию.

Северное сияние было, по сути, главной целью моего путешествия. Шансы его увидеть Владимир считал весьма существенными, но я очень боялся, что погода или другие факторы не позволят мне увидеть это чудо природы. Но в ту ночь Скандинавия была милостива, и Север явил нам свое величие.

Тем не менее, люди не вняли словам Владимира и разошлись спать. Мы с Машей отправились к пляжу, поглядывая на странные полосы и рассуждая, бывают ли в природе облака такой странной наружности. И вот вскоре, ближе к половине второго ночи (по украинскому времени, местное отставало на час и равнялось половине первого), странные полосы неведомым образом начали искажаться и постепенно превратились в самое невероятное зрелище в моей жизни.

У меня не было с собой фотоаппарата, а если бы и был, я бы не смог им воспользоваться. Я вообще ничего не мог. Я стоял разинув рот и смотрел на то, как над надо мной полыхает небо. Я не верил своим глазам. Я не чувствовал окружающей температуры и ветра. Я вообще ничего не ощущал, кроме бесконечного величия происходящего надо мной действа.

Предусмотрительная Маша притащила с собой на пляж фотоаппарат и фоторюкзак, используя который в качестве штатива старательно пыталась запечатлеть наблюдаемое нами зрелище. Снимать приходилось со значительной выдержкой, окрашивающей небесные всполохи в яркий зеленый цвет. Реальное Северное сияние не зеленое. Оно переливается и играет цветами, названий которых я никогда не узнаю. Наверное, одним из его доминирующих цветов являются очень светлые оттенки зеленого, которые на выдержке становятся гораздо насыщеннее. Я ничего не смыслю в фотографии, но эта версия кажется мне правдоподобной.

Все нижеприведенные снимки принадлежат Маше. Я вообще не привез ни единой фотографии Северного сияния. Со мной что-то происходило в эти моменты, и я мог только смотреть..




Мечты сбываются. Но думал я в тот момент совсем не об этом

Спустя примерно полчаса сияние начало угасать и постепенно сошло на нет. Тут-то до меня и начало доходить, что уже глубокая ночь, завтра тяжелый походный день, а еще я порядочно замерз. Судя по всему, к Маше тоже понемногу возвращалось мировосприятие. Находясь под мощным впечатлением от увиденного, мы молча побрели к лагерю. Я долго не мог уснуть и ворочался в спальнике, заново переживая полученные впечатления. Когда мне в конце концов удалось уснуть, спал я крепко и спокойно. Мне снилось горящее неземным светом небо..

Продолжение здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий