Блог - это как камера GoPro: завел - начинай интересно жить!

вторник, 4 октября 2016 г.

Лофотенские заметки. День четвертый, он же первый треккинговый

Спустя три нелегких дня дороги, мы наконец-то прибыли на Лофотенские острова. Первая же ночь на архипелаге порадовала нас неповторимым Северным сиянием. Описание прошлого дня с этим волшебным финалом я разбил на две части, вот первая, а вот вторая. Начало Лофотенских заметок бережно хранится тут.

11.09.16, воскресенье
Как я уже говорил ранее, ночевали мы на пляже Haukland. Несмотря на ясную погоду ночью, к утру она заметно начала портиться, и как только мы расправились с завтраком, начал накрапывать довольно интенсивный дождик. Это странным образом не повлияло на нашу решимость влезть на солидную близлежащую вершину Himmeltindan, высота которой составляет 931 м. Видать, настолько сильно все истосковались по ходьбе за время поездки.

В промежутке между суетой с пищеприготовлением, упаковкой палатки и сборами в дорогу, я еще раз сбегал к пляжу. Меня невообразимо манило Норвежское море, имеющее общую акваторию с Северным Ледовитым океаном. Я вообще очень люблю море, правда, у нас странные взаимоотношения. Я люблю море не телом, потому потребность видеть его у меня ощущается гораздо сильнее, нежели желание барахтаться в воде. Я ощутил это несколько лет назад на крымском побережье, и с каждым своим визитом к бескрайней водной глади только укрепляюсь в этой мысли.

Спиной к пляжу Haukland. Впереди в облаках тот самый Himmeltindan

Туман в горах довольно густой, начинает накрапывать дождик

Так как мои рахитичные фотографии передают окружающие нас пейзажи совсем унылыми, я вынужден снова обратиться к фотоархиву Маши:

Вид с парковки. Над горной грядой справа вчера было наиболее интенсивное Северное сияние

Ручей течет откуда-то с гор и впадает прямо в море. Вода в нем холодная до ломоты в костях

Еще раз пляж. Магия этого места, усиленная мерным рокотом прибоя, просто завораживает

Тем временем, экипаж собрался в дорогу. Паша с Машей завернулись в дождевики-пончо, которые мы втроем предусмотрительно прикупили к поездке. Я одевать его не стал, но на всякий случай взял с собой, напялив вместо этого куртку с капюшоном и кавер на рюкзак. Фотоаппарат был в зачехленном рюкзаке, потому попутных снимков было сделано крайне мало.

Поднимаемся все выше. Здесь течет ручей, в котором мы пополнили запасы воды

То самое пончо

Забегая вперед, должен отметить, что качество накидок оказалось весьма низким. Они, конечно, недорогие, но мне казалось, что как минимум на одну такую поездку их должно хватить. Не знаю, что Паша и Маша с ними делали, но дождевики расползались буквально на глазах. Оценив эффект, своим я так ни разу и не воспользовался. По приезду домой забросил сверток на шкаф. Мало ли..

Отдельной проблемой Лофотенских горных восхождений был грунт на склонах. Вернее, практически полное его отсутствие. Сверху течет колоссальное количество воды, а горы очень каменистые и, соответственно, совершенно ее не впитывают. Слой грунта на скалах в среднем составляет 20-30 см, чего тоже для этих целей недостаточно. В результате, большинство "зеленых" участков горных склонов являются заболоченными, т.е. каждый третий шаг в мягкую зеленую поросль сопровождается неслабым хлюпом. Иногда уровень воды не превышает линии подошвы, а иногда почти доходит до щиколотки. Тропы при этом зачастую расхлябаны, и шагать по мокрой проседающей траве порой оказывается более выгодным вариантом. Ближе к вершине, как правило, скальное основание обнажается, и тогда восхождение по камням дается значительно легче.

А мы шли все выше. Периодически нас укутывали облака и видимость значительно снижалась. Дождь продолжал идти с разной интенсивностью. В какой-то момент, увлекшись обходами заболоченных участков, мы потеряли тропу и продолжали подъем по пути наименьшего сопротивления. Верхняя гряда периодически проглядывала из тумана, что вкупе с навигатором Богдана давало некоторую уверенность на благополучный исход затеи. Вдоль тропы от подножья в гору шел солидный электрический кабель неведомого назначения. Позже он пошел отдельно от тропы, но его мы тоже как-то упустили из вида. Ближе к вершине начал подниматься ветер.

Паша и Маша шли в арьергарде группы, и нам периодически приходилось делать остановки, чтобы не скрыться из виду за очередной каменной грядой. В конце концов, мы дошли до нереально ветреного гребня горы, от которого до каменной башенки на верхушке оставалось совсем немного. Вдоль гребня ветер особо не ощущался, но стоило мне попытаться выйти на трехметровую площадку, отделявшую нас от верхушечной башенки, как меня едва не сшибло с ног. Вцепившись в насыпь, я выудил из рюкзака фотоаппарат и попытался сделать несколько снимков.

Та самая башенка

Вид от башенки в сторону пляжа Haukland

Гонимые лютым ветром облака постоянно меняют степень обзора. Разница во времени между этим и предыдущим снимком составляет около 15 секунд

Сильный ветер, скользкие камни и 900 метров до воды

Суммарно подъем занял 2 часа 40 минут, указать километраж затрудняюсь, но почти километр высоты мы таки набрали. Проведя совсем немного времени на вершине, мы отыскали злополучную тропу и начали спускаться. Вопреки распространенному мнению, ввиду менее привычной работы мышц, спуск в горах дается едва ли не сложнее, чем подъем. По крайней мере, мне. Но думать об этом было некогда. Ниже вершины ветер нам уже не досаждал, но дождь все не прекращался и одежда прилично промокла. Зато открылся вид на пляж.

Завораживающие пейзажи

Мы ночевали около правого пляжа. Там и припаркован наш бус

Здесь видно парковку и наш транспорт

Вещи очень прилично промокли. Хорошо что нет ветра

Спуск занял около двух часов. Дождик слегка поутих, но я уже давно не обращал на него внимания. Загрузившись в машину, мы отправились в расположенный на пляже Рамберг (Ramberg) кемпинг Рамберг в поселке Рамберг. Надо же, как совпало.

В кемпинге была небольшая, но уютная столовая, совмещенная с маленькой кухней. Мы быстро заняли все свободные розетки, скинулись на услуги здоровенной сушилки и таки подсушили изрядно вымокшие в горах вещи. Все остальное было развешено и разбросано где ни попадя. Благо, посетителей в кемпинге было не так много и в столовой мы все кое-как поместились.

Столовые всех наших кемпингов мы, в общем-то, использовали не вполне по назначению. По хорошему, надо приготовить на кухне еду, поесть в столовой, убрать за собой и убраться из помещения, дав возможность проделать аналогичные манипуляции другим гостям. Но так как сидеть на мягком стуле в светлом и теплом помещении с электроплитой, туалетом, Wi-Fi и прочими благами цивилизации гораздо приятнее, чем в палатке под дождем, выбор был очевиден. К тому же, вразумить и прогнать нас никто и никогда не пытался, так что наша совесть вполне чиста.

Вдобавок к стандартному ужину наши умельцы соорудили большую кастрюлю грибов. Гостившие в кемпинге иностранцы немало удивлялись тому, что мы действительно собираемся употреблять эти дары природы в пищу, но виду не подавали. Грибы оказались вкусными, а кастрюля настолько большой, что часть готового блюда отправилась в холодильник. Как оказалось впоследствии, навсегда.

Подберезовики в процессе приготовления

Столовая. В ней четыре таких столика и стулья, за белой перегородкой слева небольшая кухня

Наши украиноязычные товарищи называли бутерброды не иначе как "канапки". Всем остальным это название тоже очень полюбилось

Дело неуклонно шло к вечеру. Мы ждали, пока закончится дождь, и не дождавшись, пошли ставить палатки как есть. После я принял четырехминутный горячий душ за десять крон (около 32 грн), постирал вещи, побрил голову, поел и в хорошем расположении духа с кружкой кофе до ночи лазил в интернете. Примерно к полуночи дождь, наконец, прекратился, но мощная облачность не оставляла шансов увидеть Северное сияние. А оно наверняка было.

Наш боевой экипаж. Машу не видно, она фотографирует

Так закончился наш первый походный день на Лофотенах. Погода нас не баловала, но мы сочли это обстоятельство несущественным и таки влезли на вполне солидную вершину. Спалось мне крепко и спокойно. Приключения только начинались..