Блог - это как камера GoPro: завел - начинай интересно жить!

воскресенье, 6 ноября 2016 г.

Лофотенские заметки. День восьмой: Moskenes Camping – Munkebu – Munkan

Продираясь сквозь воскресную меланхолию, берусь за приятную сердцу работу по составлению очередного отчета о наших лофотенских похождениях. Историю предыдущего дня я разместил здесь, а начало истории можно найти тут.

15.09.16, Четверг
После пасмурных дней наконец-то установилась ясная и солнечная погода. Нам предстояло восхождение на Munkan, высота которого составляет 775 м. Высочайшей вершиной этой части Лофотенов является гора 1029 м с непроизносимым названием Hermannsdalstinden, в простонародье - Герман. По отзывам, ввиду исключительной сложности подъема, вскарабкаться на Герман удается далеко не всем, в то время как с более легкодоступного Мункана открываются не менее живописные виды.
Юля неважно себя чувствовала и с нами не пошла, так что в гору мы пошли всемером. Выход на маршрут находится в деревушке под названием Sørvågen, раскинувшейся у шикарного озера. Фотографий было сделано крайне много, к тому же я снова запустил цепкие лапы в фотоальбом Маши.

Выходим с парковки, справа шикарное озеро Sørvågvatnet

Суровые норвежские лавочки

Домики за озером

Символ мирового сионизма. Суть мне не открылась, но на пригорке за Рейне был такой же

Водопадик

Горные озера питают систему ручьев и водопадов на местных склонах

Обширное озеро Stuvdalsvatnet

Горный домик

И еще один горный домик

Меня не перестает удивлять и восхищать любовь норвежцев к удаленным горным дачам. Пускай туда нужно карабкаться не один час, и она доступна месяца три-четыре в году, они все равно тратят колоссальные деньги на их приобретение и поддержание в надлежащем виде. При этом в домиках простые деревянные двери, окна без решеток, нет привычных нам трехметровых заборов в два кирпича толщиной с камерами по периметру..

Мысли плавно перетекали в более глобальный и грустный тезис - мы (украинцы, славяне, под этим "мы" можно понимать многое) разучились сосуществовать с природой. Не знаю, почему так произошло и почему этого избежали скандинавы, но для меня тогда это стало осознанным фактом. Я понял один из аспектов того, что меня так манило в Скандинавии - помимо невероятного величия их природы, меня очень впечатлило крайне бережное отношение граждан к ней. Помните мое повествование о Финляндии, деревни которой вообще не отличаются от лесного массива? А у нас ведь как: живешь у леса - руби да продавай, там еще вырастет. А и не вырастет, не моя проблема, мне-то хватит. Живешь у озера - купи электроудочку, сетку побольше, и лови все что шевелится да продавай. Можно еще забором обнести, чтоб только ты сам мог сваливать туда покрышки и строймусор, а другие не могли. По закону, правда, огораживать нельзя, но если очень хочется, то можно. Поднялся на улове - построй коттедж у другого озера, почище, ведь предыдущее уже не очень, и про забор с камерами не забудь..

Я увлекся. Часть своих лофотенских мыслей я обязательно опубликую отдельными заметками, но сейчас эмоции взяли верх. Меня крайне удручает наша экология и видение людьми природы в виде погреба, из которого можно черпать сколько вытащишь, а оно там как-то само нарастет и сбалансируется.

Возвращаюсь из своих печальных раздумий к великолепным Лофотенам.

Манящие лофотенские вершины

Озеро Fjerddalsvatnet

Дальний край озера Fjerddalsvatnet

На опасном месте предусмотрительные норвежцы сделали цепь-поручень

Вода течет прямо по камням

Пики уже чуть ближе

Времени час дня, но северное солнце уже дает длинные тени

Подъем продолжается

Ручеек-водопадик

Заболоченный участок с нашей любимой хлюпающей тропинкой

Указатель на тропе

Указатель внес ясность в терминологии, в которой я на тот момент несколько путался. Munkan - вершина, а Munkebu - это горный домик, повстречавшийся нам чуть дальше у озерца. Его можно снять на уикенд, заплатив некоторую сумму в деревне Sørvågen.

Исток ручья-водопадика

Показалось следующее озеро

Все выше и выше

Справа показался залив, через который идет мост нашей трассы Е10

Впечатляющие пики

Все тот же залив с более высокого ракурса

Передышка

За этим небольшим плато домик Munkebu

А вот и хижина

Потрясающие виды

Понимая, насколько слабо фотографии передают величие этой местности, красоту панорамы хочется впитать кожей

Munkebu все ближе

Сказка

Перекус на солнечной веранде

Идем дальше

Тропинка начинает круто забирать вверх

Под нами озеро Tennesvatnet. Говорят, его глубина достигает 300 м

Уходим все выше

Взгляд назад. Я приведу этот же снимок ниже с названиями для понимания местности

Гора "Герман" в правом верхнем углу не очень влезла, но расположение понятно

Между скалами замаячило Норвежское море

Внезапно нам повстречался каменный Юпитер

Маша единственная, кому кроме Лофотенов удалось побывать еще и на Юпитере

Фирменные лофотенские остроконечные скалы

Облако зацепилось за Герман

Дух захватывает!

Вершина Мункана уже недалеко

Невероятные лофотенские панорамы

А мы продолжаем подъем. Осталось совсем немного

В кадр полностью поместилось озеро Tennesvatnet

Наша тропа

Первые шаги на вершине Мункана

Вершина

Великолепная панорама

Может, сменить аватарку?

Виды с вершины

Пытаясь сделать невозможное - налюбоваться окружавшей нас неописуемой красотой, я забыл обо всем на свете. Тем временем, более практичный Владимир приготовил нам обеденные бутерброды. Ели мы на безветренном и довольно опасном карнизе.
Еще пара слов о погоде: не смотря на яркое солнце, на горе было прохладно. Градусник на избушке, оставшейся метров на триста ниже, показывал что-то около +9°C, а здесь было еще холоднее. Стоило солнцу хоть на минуту спрятаться за облако, изо рта тут же начинал идти пар. Но на солнце было тепло, а при отсутствии ветра - и подавно.

Обед. Владимир с Богданом на краю пропасти

Вид с обеденной площадки

Панорама правее нашей площадки

Мои любимые посиделки на мокрых камнях над обрывом

Подкрепившись и сделав еще несколько снимков, мы двинулись в обратный путь. Женя спускался быстрее, т.к. у машины в одиночестве скучала Юля.

Обратный путь

Я ленился брать рюкзак и снова ходил только с флягой

За Герман зацепилось очередное облако

Путь назад

Солнце неумолимо клонится к закату

Водопадик. Здесь был крайний привал

Неужели маленький камень стал причиной раскола большого? Очень символично

За озером уже Sørvågen. Почти пришли

Деревянные лавочки по центру прикованы к скале цепью. Думается мне, это не от воров, а от ветра

К машине мы возвращались не все вместе, а группками. Паша знатно натрудил ноги и с крайней стоянки вышел позже всех, ввиду чего мы все пришли раньше и ждали его в машине. Паши не было. Когда пауза затянулась более чем на полчаса, мужская часть экипажа постепенно начала возвращаться на маршрут. Паши нигде не было. В конце-концов я, Богдан, Женя и Владимир вернулись на два километра назад, почти к тому месту, где мы останавливались передохнуть. Богдан даже сбегал на то место, но Паша так и не нашелся. Позвонить ему у нас не получалось, солнце клонилось к закату, а редкие спускающиеся с маршрута иностранцы на наши вопросы о пропаже отвечали отрицательно. Уповая на то, что Паша спустился к парковке как-то по другому и уже ждет нас в машине, мы начали возвращаться. Примерно на половине обратного пути из-за поворота внезапно вынырнула Маша, сообщившая нам, что Паша ей позвонил и он на трассе. Мы вернулись к машине, выехали из деревни и тронулись в сторону Москнеса. Вскоре на обочине трассы замаячила знакомая фигура, одиноко бредущая к повороту на Москнес. Все, включая Пашу, очень обрадовались воссоединению экипажа. Как Паше удалось заблудиться на маркированной тропе мы так и не поняли, но ниже я попытался отметить на карте свои предположения.

Схема

После двух ночей в кемпинге нам предстояло две диких ночевки. В этот день мы ночевали у съезда с приморской трассы, которая ввиду появления дублирующего тоннеля стала велодорожкой. Вообще-то заезжать на нее машиной нельзя, но так как ни одного велосипедиста или пешехода нам так и не попалось, а других приличных мест для стоянки в окрестностях не было, мы расположились там. Место было удачным - позади нас отвесная скала, совсем рядом ручей с питьевой водой, а перед нами шикарная морская панорама и слева немножко деревенских огней. Во время вечернего пищеприготовления окончательно стемнело, и отужинав, я начал коситься в небо. Ночь была очень ясной, но яркая луна несколько портила наши ожидания, т.к. в темноте Северное сияние наверняка выглядит лучше. Тем временем в небе появилась знакомая полоса, и опасаясь повторения прошлого раза, я громко оповестил лагерь о том, что после стольких пасмурных ночей в эту намечается долгожданное представление. Вскоре действительно началось Северное сияние, хоть и не настолько интенсивное, как в первый раз, но все же очень и очень красивое. Я снова не сделал ни одного снимка и наблюдал его, высунувшись наполовину из палатки, Маша фотографировала. Чуть позже луна спряталась за гору и сияние стало видно получше. "Работает" оно с интервалами, что наталкивает на грустный вывод - когда в ту первую ночь сияние закончилось и мы ушли спать, оно на самом деле не закончилось.

По фото не очень понятно, но уже темно

Ночной пейзаж

Немножко сияния

Один из коронарных сполохов сияния

Первоначальная полоса размывается вот в такой хвост

Основательно замерзнув, я решил завязывать с созерцанием и укладываться спать. Заснуть очень долго не удавалось, и я полночи ворочался и елозил в спальнике, стараясь не разбудить его шелестом весь лагерь. Когда я в конце концов уснул, спалось мне крепко и спокойно. Невероятные горные пейзажи и волшебство Северного сияния сделали эту ночь очень особенной.