Блог - это как камера GoPro: завел - начинай интересно жить!

среда, 19 апреля 2017 г.

Пешая сотка

Меня всегда смущал парадокс пешего туризма, заключающийся в том, что чем больше тебе нужно пройти, тем больше снаряжения и припасов для этого потребуется. Соответственно, чем больше вещей ты несешь, тем меньше ты способен пройти. Но есть один необычный способ разорвать этот замкнутый круг - идти много, но без палаток, спальных мешков и прочей лагерной экипировки, т.е. налегке. Это и лежит в основе концепции пешей сотки.

(фото украдено из интернетов)

Сотка - это пешеходный маршрут длиной в сто километров, который нужно пройти "одним махом", не останавливаясь на ночёвки. Без кратковременных привалов не обойтись, но полноценный лагерь не разбивается. Про сотку я узнал осенью 2014 года от одного участника похода выходного дня. Он поведал мне полумифическую историю о нескольких харьковчанах, которые без сна и прочих бивачных радостей прошли пешком сто километров. История меня впечатлила, а идея очень понравилась. Мне удалось найти отчет об этом походе на одном из туристических форумов, где они описали маршрут и свои впечатления от мероприятия. Заразившись идеей повторить их подвиг, я поделился ею с друзьями. Затея понравилась и им, и весной 2015 года мы решили попробовать осуществить задуманное.

Мероприятие было запланировано следующим образом: в пятницу вечером мы выдвигаемся от станции метро "Героев Труда" через окружную в сторону Муромского водохранилища. Там направляемся к Русской Лозовой через Борщевую к Дергачам и возвращаемся назад в Харьков поздним вечером в субботу. В воскресенье предполагалось отдохнуть и восстановиться перед началом трудовой недели.

Выход в ночь был выбран не случайно - без ночного перехода все равно не обойтись, а после целого дня ходьбы это значительно труднее. Опираясь на опыт, замечу, что концепция себя оправдала.

В пятницу, 10 апреля, мы вчетвером вышли на маршрут. Рюкзак весил около 8 кг - я не хотел полагаться на попутные магазины и набрал еды на полтора ходовых дня. Воды было 2 литра, ее пришлось докупать еще дважды. В субботу утром с дистанции сошел первый участник похода - спустя почти 50 км ходьбы у него сильно разболелись колени. Мы посадили его в автобус на трассе и отправились дальше. Ближе к 80 км пути аналогичным образом нас покинул еще один товарищ. Финишировали мы вдвоем, общий путь занял около 28 часов. Тогда же мы решили сделать мероприятие ежегодным.

В 2016 году мы решили несколько изменить формат пешей сотки. Идти крюкообразным маршрутом из Харькова в Харьков нам больше не хотелось, потому мы проложили наш стокилометровый путь домой полями и лесами из Балаклеи. Выезд на старт назначили на 1 апреля, тоже пятницу. Из-за плохой погоды поход пришлось сдвинуть на неделю. Я решил привлечь к мероприятию большее количество участников и попросил нескольких знакомых походников распространить информацию о грядущем походе в своих ВК сообществах. Довольно неожиданно потенциальный коллектив разросся до трех десятков человек, а в итоге на старт выдвинулось 13 участников. Тогда же я решил поэкспериментировать с изготовлением факелов и остался очень доволен результатом, о чем все не соберусь написать отдельный пост.

Факельное шествие балаклейскими полями

Ночью от нас довольно неожиданно отделились пять человек. Свой поступок они мотивировали тем, что идти в нашем темпе им неудобно, они привыкли ходить быстрее и еще что-то в этом роде. Любоваться, как они накатывают водочки на привалах нам тоже наскучило, так что простились с легкой душой. Тем не менее, во время небольшого утреннего привала оказалось, что мы их обогнали. Позже они заявили, что суммарно прошли около 75 км. Если это правда, то результат достойный.

В субботу утром, спустя 30 км пути, от нас отделилось еще два человека. Они остались ждать транспорт в населенном пункте Благодатное, а мы вшестером выдвинулись дальше. Вечером мы зашли в село Терновая Чугуевского района. Там мы посадили на автобус до Харькова одну девушку, преодолевшую больше 70 км пути, а сами пошли дальше. После пересечения харьковской окружной у участника, который прошел 50 км прошлогоднего похода, снова начались проблемы с ногами. Мы остановили полицейский патруль и они отвезли его домой. В этот раз его путь составил 92 км. Финишировали мы вчетвером, в том числе одна девушка. Мой путь в этот раз составил почти 103 км и занял около 30 часов.

Сотка'2017
Идея идти из какого-либо населенного пункта в Харьков, как это было с Балаклеей, нам понравилась, и в этот раз стокилометровый маршрут домой был проложен из Великого Бурлука. В путь мы выдвинулись в канун Пасхи, в пятницу 14 апреля. Нежданно-негаданно в этот раз нас было всего трое - еще несколько потенциальных попутчиков не смогли к нам присоединиться по различным причинам. Нам крепко не повезло с погодой - мало того, что было холодно и к обуви очень липла грязь грунтовых дорог, так еще и всю субботу нас славно поливало дождем вкупе с сильным ветром. Встречным, естественно. Солнышко тоже выглядывало, но скорее в порядке издевательства, чем реально по делу - аккурат мы успевали малость обсохнуть и приободриться, как налетали тучи и дождь начинался сызнова.

Завтрак в водосточной трубе под сельской дорогой

Первые потери мы понесли утром, спустя 35 км пути. Вещи нашего товарища не выдержали непогоды и полностью промокли, ввиду чего ему пришлось сойти с маршрута. Уже заполдень мы вдвоем миновали бесконечные Печенеги и, перекусив местными пасхальными куличами под кефирчик, направились в сторону Чугуева.

До дома еще почти 30 км

Окружную мы пересекли после полуночи, а в час ночи подошли к метро Индустриальная. Хоть тут нам повезло - в пасхальную ночь метрополитен работал круглосуточно. Точный километраж нам был неизвестен и ориентировочно равнялся требуемым ста километрам. Товарищ сильно вымотался и спустился на станцию, а я решил дойти до дома пешком. В итоге его километраж составил 97 км, а мой - 104 км.

Меня неоднократно спрашивали, что нас сподвигло на такое испытание, а тем более, зачем мне понадобилось так над собой издеваться уже в третий раз. У меня нет однозначного ответа на эти вопросы. Это не просто испытание физической выносливости, это проверка моральной стойкости, силы духа, который должен быть сильнее уставшего тела. В этом нет ничего невозможного, и имея уже три пеших сотки за плечами, я только сильнее утвердился в мысли, что это сложнее именно в моральном аспекте. Непросто объяснить себе, что надо идти, а когда очень устал - что надо еще очень много идти. Сильно выручает коллектив, как показала практика, даже вдвоем далеко идти проще, а потому я не представляю себе аналогичного одиночного похода. Пока что.